02.10.2019 20 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете состоялся круглый стол по вопросам медицинского обеспечения при организации и проведении официальных спортивных соревнований. В мероприятии приняли участие юристы, спортсмены, представители Следственного комитета, спортивных ведомств и спортивных федераций. Публикуем краткое резюме.

На сегодняшний день спортивные соревнования регулируются Законом о физической культуре и спорте, Приказом № 134н Минздрава РФ и Правилами различных видов спорта. Анализ показал, что в части регулирования обязанностей субъектов, участвующих в организации и проведении соревнований, есть дисбаланс. Причём недостаток нормативного регулирования порождает серую зону неопределенности.

Круглый стол 20 сентября был организован Санкт-Петербургским государственным университетом по инициативе Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга. В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Голомбиевский А.Д. Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и заместитель руководителя управления процессуального контроля ГСУ СК РФ по СПб А.О. Крючко, заместитель прокурора Санкт-Петербурга В.Д. Мельник, руководитель юридического отдела Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга О.А. Попова; руководители и специалисты 24 спортивных федераций, 4 спортивных школ Санкт-Петербурга, главный врач городского врачебно-физкультурного диспансера С.В. Матвеев.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.    В нормативном регулировании обязанностей организаторов спортивных соревнований и физкультурных мероприятий присутствует дисбаланс. В частности, согласно действующему законодательству организатор сам решает, необходим ли при проведении соревнований один сотрудник – фельдшер – или понадобится медицинская бригада. Есть несколько методических подходов, которые помогают принять это решение, но такие разночтения чаще всего влекут за собой отсутствие на месте проведения полноценной бригады медицинских работников. Ни в действующем законодательстве, ни в подзаконных нормативных правовых актов нет четко определенного перечня обязанностей организаторов спортивных соревнований и физкультурных мероприятий, что на практике затрудняет работу организаторов и вносит неопределенность в пределы их юридической ответственности, в том числе при оценке их действий в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу в процессе проведения соревнований и мероприятий.

2.    Организаторы физкультурных и спортивных мероприятий обязаны предусмотреть возможность оказания медицинской помощи медицинскими организациями. Формально соблюсти это правило бывает несложно: если это не масштабное и не статусное мероприятие, а у площадки проведения соревнований есть возможность вызвать скорую помощь, то этого бывает достаточно. Однако при отсутствии представителей медицинской организации непосредственно при проведении мероприятия риски несвоевременного оказания медицинской помощи участникам объективно увеличиваются.

3.    Поскольку не все спортивные соревнования и физкультурные мероприятия проводятся на компактных спортивных объектах, достаточно сложно организовать медицинскую помощь на маршрутах длительной протяженности (арене) — например, на соревнованиях по спортивному ориентированию (где есть дополнительные сложности, связанные с тем, что маршрут движения участников точно не известен, а оказание медицинской помощи может потребоваться в лесу в месте, недоступном для обычного автотранспорта), беговых, лыжных и велосипедных забегах и марафонах.

4.    Сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на нормативном уровне рассматривается не в качестве спортивного соревнования или физкультурного мероприятия, а культурно-массового. Как следствие, ГТО не подпадает под нормы о медицинском обеспечении названных событий. В таких случаях и в отсутствие медицинского работника, машины скорой помощи или реанимации иногда просто не успевают прибыть на место вовремя.

5.    Для получения медицинского допуска к отдельным видам спортивных соревнований и физкультурных мероприятий (к примеру, по боксу) необходимо пройти углубленное медицинское обследование: лабораторные анализы, осмотры специалистов (терапевт, кардиолог, невролог, ЛОР, окулист, травматолог, спортивный врач), ЭКГ, УЗИ сердца. Перечень может меняться в зависимости от уровня и типа соревнований, возраста и состояния спортсмена, но всегда это требует не только времени, но и значительных финансовых вложений.

6.    Процедура получения медицинского допуска обязательна для всех участников популярных забегов и марафонов. В России таких мероприятий только за сентябрь прошло более пятидесяти, и все участники должны были предоставить медицинскую справку, подтверждающую допуск. Многие участники этого не осознают. Организация медицинского обследования для такого допуска объективно затруднена ввиду большого количества участников (иногда несколько десятков тысяч). С ней не справляются специализированные медицинские учреждения, а неспециализированные не имеют необходимых специалистов и медицинского оборудования. Нормативно не решен вопрос об организации контроля за состоянием здоровья иностранцев, не дифференцированы требования к допуску по отдельным видам спорта, в которых состоянию потенциального участника не угрожают повышенные физические нагрузки (например, гольф).

7.    От участников спортивных соревнований, физкультурных мероприятий организаторы часть требуют страховку, которая не заменяет медицинский допуск, а только дополняет его. Страхование только покрывает расходы на транспортировку и лечение участника в ситуации причинения вреда жизни, здоровью. Однако если это происходит по вине организаторов соревнований, а не вследствие несчастного случая, то страховая компания впоследствии может обратиться в гражданско-правовом порядке к организатору спортивного соревнования, физкультурного мероприятия за компенсацией понесенных расходов.

8.    Некоторые организаторы требуют от участника расписку о принятии личной ответственности, рассматривая ее как основание освобождения от юридической ответственности за вред, причиненный его жизни или здоровью. Юридическое значение такого документа с точки зрения гражданского законодательства и правоприменительной практики – неопределенно, поэтому данный вопрос требует актуализации нормативно-правового регулирования.

Итоги

Учитывая изложенные выше обстоятельства, необходима разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования медицинского обеспечения спортивных соревнований и физкультурных мероприятий. В целях разработки таких предложений при Санкт-Петербургском государственном университете будет сформирована рабочая группа с участием представителей профильных органов власти, спортивных федераций и спортивных школ, а также медицинских организаций.

Новость на сайте Юридического факультета СПбГУ

Резюме

ТВ-репортаж телеканала "МОСТ" СПбГУ

powered by social2s