25.02.2020 К.В.Волков на протяжении более чем 30 лет бывал тренером юниорских и национальных сборных команд России, а последние 7 лет является тренером сборной команды Санкт-Петербурга, занимающей лидирующие позиции в стране в беговом ориентировании. Излагаемые здесь соображения кажутся автору вполне очевидными, однако, судя по многочисленным ныне конфликтам в сборных командах разных уровней, конспективно напомнить об основополагающих моментах тренерам будет не лишним.

Основами деятельности команды, как и любого проекта, да и жизни вообще, являются опора на здравый смысл и соблюдение баланса между противоположными тенденциями.

Цели. Сегодняшний успех или работа на перспективу.

Как правило, целями работы сборных провозглашаются достижение спортивных успехов вот-вот или достижение их в обозримом будущем, однако надо иметь в виду, что реально могут существовать и другие, параллельные или «перпендикулярные» цели – например, повышения статуса, изменение материального обеспечения, действия в интересах отдельных спортсменов, сведение счётов, красивая «фирменная» экипировка и прочие.

Информация. Открытость и «прайвиси» команды.

Именно объём информации и баланс между публичностью и «прайвиси» команды создаёт её образ среди сообщества ориентировщиков. Безусловно, как можно шире и подробнее следует информировать общественность и заинтересованных лиц о процедурах отборов и формирования, планах и достижениях, составе выступающих и тренерских бригад, причинах принимаемых решений (особенно, если они как-то расходятся с утверждёнными прежде документами и общепринятыми представлениями), совещаниях и прошедших голосованиях.

Открытой публикации не подлежат частные переговоры между личными тренерами и тренерами сборных, спортсменами и тренерами сборных. Детали тренировочного процесса элитных спортсменов также составляют тайну. Скорее всего, в каждой команде есть и свои нюансы в «личной жизни», касающиеся предстартового настроя, тактических схем, питания, медицинского сопровождения, использования инвентаря и прочие, что, конечно, тоже не подлежит огласке.

Отношения со спортсменами внутри команды. Личные воспитанники, любимцы и постылые.

Конечно же, ситуации тренер, не подготовивший своего сильного спортсмена, не «поварившийся в каше» всевозможных проблем вывода своей «звёздочки» на высокую орбиту, едва ли сумеет квалифицированно справляться со сборной командой, хотя такие положительные примеры бывали. С другой стороны, наличие в команде своего ученика или, тем более, родственника рождают отношения ревности и подозрительности.  Тренеру в подобной ситуации следует вести себя аккуратно, стараясь не выделять чрезмерным вниманием «своего». Равно как нельзя и «гасить» чем-то неприятного участника команды, например, объясняя ему, что он с его техническим арсеналом тут явно лишний. Вся команда одинаковым установленным порядком должна получать доступ к массажу, техническим разборам, подготовке лыж, общественным работам и т.п.

Тренеру сборной обязательно следует быть готовым к ситуации и воспринимать её позитивно, когда спортсмен в некоторых технических вопросах его превосходит.

Принципиальна максимальная, насколько возможно, открытость в распределении выделенных на команду денежных средств.



Отношения с личными тренерами. Коллегиальность и «гений фюрера». Обратная связь.

В идеале тренеры сборной и личные тренеры должны регулярно обмениваться информацией, планами, мнениями. Тренеры сборной должны встречаться с тренерами на местах на крупных соревнованиях, рассказывая о идеях, планах, различных мнениях, проблемах и достижениях сборных. В сегодняшней ситуации такого можно пытаться достичь в юношеских-юниорских сборных.

В отношении взрослых всё сложнее – там не всегда есть личные тренеры, зато есть тренеры в скандинавских клубах, к тому же многие из нашей элиты живут за рубежом. Так что, наиболее действенным способом связи и управления становится, да и уже стало ИНТЕРНЕТ-общение.

Странным кажется об этом говорить, но в обсуждаемых отношениях непременным условием должна быть взаимная честность. Увы, весьма обычны и привычны случаи сокрытия травм и болезней, искажение информации по выполнению тренировочных планов. Тренеры же сборных нередко так формируют «Принципы», что допускает их двоякое, а то и произвольное, толкование, не содействуя тем самым взаимопониманию.

Сложно решаемой проблемой остаётся тот момент, что в юношеских сборных России тренеры сборной сами остаются практикующими тренерами в своих спортшколах. Собирая подробную информацию о процессе подготовки сильнейших спортсменов страны, они получают уникальную возможность использовать чужой положительный опыт, тем самым имея преимущество в соперничестве на российской арене. Вероятно, с этой проблемой отчасти связано искажение данных, упомянутое в предыдущем абзаце.

Отношения с руководством.

Эти отношения также очень важны для функционирования сборных, но в этом случае, обладая малым положительным опытом, от комментариев воздержусь. Замечу лишь, что, направляя чаще различные документы и иные материалы о работе сборной в соответствующие ФСО,  можно ожидать и увеличения «количества внимания» к проблемам сборных со стороны федераций и организаций их поддерживающих.

Процедуры отборов, формирования забегов и эстафет. Справедливость и эффективность.

Если целью тренера сборной команды является собрание вместе сильнейших спортсменов, то надо понимать, что всевозможные «принципы, критерии, системы, ранги» - это лишь инструменты для формирования сильнейшей команды в условиях, когда этот тренер не обладает достаточной информацией о текущем состоянии спортсменов. А ведь именно так, увы, почти всегда, и бывает. Процедуры отборов и формирований должны быть, с одной стороны, насколько возможно объективны, а с другой, быть доступны для понимания средним умам.

Другой нюанс – сроки отборов. Если их провести рано, то к главному старту состояние спортсмена может сильно измениться как в лучшую, так и в худшую стороны. Часты случаи, когда отобравшись, спортсмен (а иногда и личный тренер) считает задачу выполненной и теряет интерес к подготовке к основным соревнованиям. Отборы, приближенные по времени к основному старту, рождают множество организационных трудностей – с визами, транспортом, заявками, бронированием проживания и т.п. Для взрослых «звёзд» кажется наиболее предпочтительной подготовка, исключающая собственно обязательные отборочные соревнования, но включающая в себя разнесённые по времени в течение года контрольные старты.

Собственно говоря, текущий контроль за подготовкой необходим и в случаях отборов, далеко по времени отстоящих от основных стартов.

Хочется также предостеречь от распространённой в младших группах практики при формировании сборных засчитывать результаты прошлого сезона. В любом возрасте, а юношеских группах особенно, неизбежны потери в пути – кто-то вдруг поменял семейный статус, кто-то чрезмерно увлёкся учёбой, у кого-то заболели колени, кто-то поменял интересы или вовсе их утратил.

Касаясь технической стороны использования отборочных ранговых таблиц, надо посоветовать перед их публикацией «поиграть с цифрами» и предположить наличие внеплановых и форс-мажорных ситуаций и способы выхода из них. Например, когда несколько спортсменов наберут одинаковые очки (что весьма вероятно при очковой системе и небольшом числе стартов), или, когда лидеры не наберут зачётного числа стартов, а аутсайдер их наберёт.

Закрывая краткие замечания по теме отборов, хочется пожелать всем тренерам сборных проводить эти соревнования в местностях, форматах и на картах максимально подобным тому, что предстоит на важнейших стартах.

Всегда острым моментом оказываются ситуации формирования забегов и эстафет. Тут я позволю себе автоцитирование, касающееся выезда сборной команды СПб на лично-командный чемпионат России в 2015 году.

В чём причины невозможности предварительного (до выезда) формирования забегов и эстафет? Их несколько.

Во-первых, все отборы и зачётные старты проходят в разной местности, разных форматах, в разные сроки и заранее соотнести их результаты с условиями конкретного чемпионата заранее весьма проблематично.

Во-вторых, на чемпионате теперь добавляются юниоры, не участвовавшие в отборах, но нередко вполне конкурентоспособные, и сравнить-оценить со взрослыми их заранее -  невозможно. (Здесь речь идёт о команде СПб на ЧР).

В-третьих, местности и форматы тех же эстафет зачастую выясняются лишь на месте, и уже там решать, учитывая предпочтения спортсменов к лесу, паркам, городу, горам и т.п.

В–четвёртых, существует такая малоосязаемая материя как личные предпочтения самих спортсменов в эстафетной команде друг к другу, не учитывая которых можно положить самую перспективную по цифрам команду.  На двухэтапной эстафете в Сукко два года назад собравшийся там тренсовет пренебрёг этим пунктом, и Петербург не получил медали, о чём (почему-то) редко кто вспоминает.

В-пятых, не редки спортсмены, лучше выступающие лично, чем в эстафетах, и - наоборот, в то время как отборы проводятся только по личным стартам.

Ну и, главное, в-шестых, только непосредственно в ходе самих соревнований проявляется сиюминутная готовность спортсмена к ним.

Принимая во внимание все эти нюансы, поговорив со спортсменами и личными тренерами, вывозящий тренер может с определённой долей вероятности успеха формировать забеги и эстафетные команды.

Итак, необходим разумный баланс между чётко прописанными критериями и правом квалифицированных тренеров в случае необходимости от них отходить (что, собственно, тоже можно отразить в «Принципах и критериях»). Но, на практике, как ни старайся, недовольные и обиженные всегда есть и будут – команды не резиновые, и это неотъемлемая часть тренерской доли.

Специфика работы с юношескими командами. Привлекательность пребывания в сборных. Командный дух.

Пожалуй, главным отличием работы с юношескими-юниорскими командами является то, что в гораздо большей мере чем при работе со взрослыми тренерам сборной надо общаться с личными тренерами нежели с самими спортсменами. Ну и, конечно, работая с молодёжью гораздо более внимания приходится уделять вопросам безопасности, режима, заполнения свободного времени, совершенствованию техники ориентирования, психологической подготовке.

Тренеру юниорской сборной надо постараться понять относительно каждого сборника, готовится ли спортсмен к покорению вершин взрослого большого спорта или же юниорский уровень – его потолок, которого надо достичь буквально на днях. От этого очень зависит то, как работать со спортсменом, как с ним строить отношения.

Спортсмены, попавшие на выезды юношеских и юниорских команд, должны сохранить о команде и выездах положительные впечатления, которые они понесут в свои коллективы, в свои регионы. Поэтому тренерам в сборных надо озаботиться, чтобы кроме рабочей обстановки присутствовала и обстановка праздника.

Полагаю, что говорить о пресловутом «командном духе» имеет смысл преимущественно касаясь юношеских-юниорских команд. Во взрослых командах, как правило, уже существуют решения бытовых проблем, выстроены ровные рабочие отношения и, соответственно, специально работать над корпоративной солидарностью едва ли целесообразно.

В заключение надо подчеркнуть, что основными критериями успешного функционирования любой сборной команды являются завоёванные в честной борьбе медали, наличие перспектив, отсутствие травм и хорошие воспоминания всех участников процесса о качественно проделанной совместной работе.

К.В.Волков

(опубликовано С.Филатовой)

powered by social2s